Достижения русской вокально-инструментальной музыки

В русской музыке XVIII – XIX веков оратория представлена еди­ничными произведениями ("Минин и Пожарский" или "Освобождение Москвы" С.А. Дегтярева, "Вавилонское столпотворение" А.Г. Рубин­штейна). Ораториальность присуща многим русским операм XIX – XX веков (отдельные сцены и акты "Руслана и Людмилы", "Князя Игоря", "Сказания о невидимом граде Китеже").

В конце 30-х годов XX столетия были созданы такие значительные произведения, как кантата С. Прокофьева "Александр Невский", симфо­ния – кантата Ю. Шапорина "На поле Куликовом" и оратория Ж. Коваля "Емельян Пугачев". Кантата С. Прокофьева посвящена героическому прошлому русского народа. Она была написана в качестве музыкально­го сопровождения к кинофильму "Александр Невский". В ней семь частей, каждая из которых – музыкальная картина, отражающая опреде­ленное событие. Хор из четвертой части – "Вставайте, люди русские" звучит гимном мужеству и силе русского народа, призывом к борьбе.

В годы Великой Отечественной войны были созданы оратории и кантаты, посвященные героической борьбе за независимость Родины, например "Сказание о битве за русскую землю" Ю. Шапорина. В после­военный период тематика ораторий и кантат изменилась: мирный труд стал темой ораторий Д. Шостаковича ("Песнь о лесах") и А. Арутюняна ("Кантата о Родине"). Теме борьбы за мир посвящена оратория С. Про­кофьева "На страже мира".

Читайте также:

Постраничная навигация

 |