Многогранность художественного образа

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражае­мого в нем духовного содержания, а с другой – характером материала, в котором содержание это воплощается. Многомасштабность значения художественного образа одно из свидетельств того, что в искусстве все имеет художественно-образный характер. Иными словами, художе­ственный образ: в архитектуре – статичен, в литературе – динамичен; в живописи – изобразителен; в музыке – интонационен.

В одних жанрах художественный образ предстает в образе челове­ка, в других – как образ природы, в третьих – вещи, в четвертых – соеди­няет представление человеческого действия и среды, в которой оно развертывается. Во всех случаях способом восприятия художественно­го образа становится не одно только созерцание, но и переживание.

Переживание как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зри­телем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к ис­кусству, является художественным произведением. Художественный образ имеет разные масштабы:

Микрообраз – мельчайшая единица художественной ткани (метафоры, сравнения, мелодические подпевки в музыке).

Макрообраз – персонаж в романе, пьесе, кинофильме, музыкаль­ная тема в симфонии или образ действия – сюжетный ход, композици­онно-ритмическая структура произведения.

Образ произведения искусства в целом – описываемого события в повести, в спектакле, образ природы в картине.

Мегаобраз мира и человека в мире – иногда так можно рассмат­ривать все творчество художника.

Читайте также:

Постраничная навигация

 |